Экзамены

Централизованный экзамен: порядок проведения, бланк ответов

01.03.2023
развернуть

Централизованный экзамен: порядок проведения, бланк ответов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 июля 2022 г. № 184

  

ПРАВИЛА

проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЭ

ЦЭ проводится только в аудиториях, позволяющих рассадить участников ЦЭ не более чем по 4 человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по 2 человека за столом при подходе с одной стороны и (или) двух сторон.

В пункте проведения ЦЭ создаются условия для пребывания участников ЦЭ, завершивших выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, сопровождающих педагогических работников.

Доставку участников ЦЭ в пункт его проведения и обратно к учреждению общего среднего образования в случаях, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 47 Кодекса Республики Беларусь об образовании, их сопровождение обеспечивают структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и пропуск.

В дни проведения ЦЭ в соответствии с законодательством обеспечивается организация питания участников ЦЭ.

Участников ЦЭ пропускают в пункт его проведения по спискам на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска.

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается допуск такого участника ЦЭ в пункт проведения ЦЭ при условии нахождения в списках зарегистрированных для участия в ЦЭ. При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

Допуск и размещение участников ЦЭ в аудитории осуществляется двумя педагогическими работниками.

В аудиторию проведения ЦЭ участники ЦЭ берут с собой ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, документ, удостоверяющий личность, пропуск.

Иные личные вещи, в том числе мобильные телефоны, средства аудио-, видео- и фотофиксации, участники ЦЭ оставляют до входа в аудиторию в специально выделенном для этого месте.

Педагогический работник, находящийся у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность.

Педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, размещает участников ЦЭ в соответствии с жеребьевкой.

Жеребьевка мест для размещения в аудиториях участников ЦЭ проводится путем вытаскивания карточек с номерами. Если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском языке и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно.

После размещения участников ЦЭ по местам педагогический работник доводит до их сведения основные требования, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения, предлагает им убедиться в отсутствии предметов, не разрешенных настоящей Инструкцией.

Участники ЦЭ    обеспечивают    сохранность    экзаменационных    материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.

Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (в том числе инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей).

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.

Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов.

Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.

Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:

  • проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой) с чернилами черного цвета, пропуска;
  • фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
  • меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
  • вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
  • иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
  • выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
  • фотографировать экзаменационные материалы;
  • разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
  • произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.

Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, удаляются из аудитории.

В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, удаленный из аудитории в соответствии с частью первой настоящего пункта, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в иной срок в августе текущего года осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

Ответственный педагогический работник информирует участников ЦЭ за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы.

По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.

Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию. Педагогическому работнику необходимо принять у них все экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.

Принимая экзаменационные материалы, педагогический работник сверяет соответствие данных участника ЦЭ, указанных в области регистрации бланка ответов, данным документа, удостоверяющего личность, а также соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Принятые     экзаменационные     материалы    пересчитываются     и запечатываются в пакеты согласно требованиям настоящей Инструкции и вместе с протоколом проведения ЦЭ в аудитории передаются организационной комиссии.

На основании представленных протоколов проведения ЦЭ в аудитории организационной комиссией оформляется протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ участник ЦЭ освобождается от участия в нем.   Бланк   ответов   погашается   путем   перечеркивания,    информация об освобождении (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в соответствии с частью первой настоящего пункта, проходит ЦЭ в резервный день или иной срок. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в резервный день или иной срок осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое  поле   заполняется    начиная    с первой    клетки.    Оставшиеся    клетки    поля не заполняются.

Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.

Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии.

  1. Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов.
  2. В области регистрации бланка ответов расположены:

поля, заполняемые по указанию педагогического работника в аудитории:

«Код   пункта   проведения  ЦЭ» –   указывается  код    пункта   проведения  ЦЭ в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Корпус» – указывается номер корпуса пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Номер аудитории» –   указывается   номер   аудитории   пункта   проведения   ЦЭ, в которой участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Код предмета» – указывается код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Название предмета» – указывается название учебного предмета, по которому проводится ЦЭ;

поля, самостоятельно заполняемые участниками ЦЭ:

«Фамилия» – указывается фамилия согласно документу, удостоверяющему личность;

«Собственное имя» – указывается собственное имя из документа, удостоверяющего личность;

«Отчество» – указывается отчество, если таковое имеется, из документа, удостоверяющего личность;

«Серия» – указывается серия документа (при наличии), удостоверяющего личность;

«Номер» – указывается номер документа, удостоверяющего личность;

«Дата» – указывается дата проведения ЦЭ;

«Подпись» – участник ЦЭ ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, которые являются двойными, имеют составные части или служебные слова, записываются в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.

Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ.

Область ответов состоит из двух частей:

часть «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов;

часть «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.

Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.

Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.

Отмена ошибочной метки производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:

отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;

поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.

Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера  задания     в области     ответов,     предназначенной     для кратких     ответов на экзаменационные задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая   цифра,   буква   или   знак   минус   (если   число   отрицательное)   записываются в отдельную клетку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела, дефиса или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Отмена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.

Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.

свернуть

Демоверсия практического задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси в IX классе

01.03.2023
развернуть

Билет 14.

Практическое задание. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг. Политика геноцида населения Беларуси.

Используя представленные материалы, ответьте на вопросы:

  1. Как назывался документ, который определял намерения нацистской Германии относительно завоеванных территорий Восточной Европы?
  2. Подтвердите цитатами из источников утверждение: «Фашисты планировали колонизацию Беларуси на основе расовой доктрины».
  3. Почему действия, совершенные нацистскими преступниками на оккупированной территории Беларуси, являются геноцидом белорусского народа? Конкретизируйте свой ответ примерами из источников.
  4. Во время церемонии возложения цветов к монументу Победы по случаю 77-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил, что Великая Победа сохранила белорусский народ и дала нам право жить, жить свободно на родной земле. Какие факты в приведенных источниках подтверждают это суждение?

 

  1. I.Из замечаний и предложений Э. Ветцеля по генеральному плану «Ост». 27 апреля 1942 г.

Генеральный план «Ост» предусматривает, что после окончания войны число переселенцев для немедленной колонизации восточных территорий должно составлять <…> 4 550 тыс. чел. Это число не кажется мне слишком большим, учитывая период колонизации, равный 30 годам. Вполне возможно, что оно могло бы быть и больше. Ведь надо иметь в виду, что эти 4 550 тыс. немцев должны быть распределены на таких территориях, как область Данциг — Западная Пруссия, Вартская обл., Верхняя Силезия, генерал- губернаторство, Юго- Восточная Пруссия, Белостокская обл., Прибалтика,  Ингерманландия, Белоруссия, частично также области Украины. <…>

в) К вопросу о белорусах.

Согласно плану, предусматривается выселение 75 процентов белорусского населения с занимаемой им территории. Значит, 25 процентов белорусов по плану главного управления имперской безопасности подлежат онемечиванию <…>.

Нежелательное в расовом отношении белорусское население будет еще в течение многих лет находиться на территории Белоруссии. В связи с этим представляется крайне необходимым по возможности тщательнее отобрать белорусов нордического типа, пригодных по расовым признакам и политическим соображениям для онемечивания, и отправить их в империю с целью использования в качестве рабочей силы. Их можно было бы использовать в сельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственных рабочих, а также в промышленности, или как ремесленников. Так как с ними обращались бы как с немцами и ввиду отсутствия у них национального чувства, они в скором времени, по крайней мере, в ближайшем поколении, могли бы быть полностью онемечены [].

II.

 

 

III. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 года)

В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

 

Ответы на задания и комментарии

Ответы

Комментарии

1.

Генеральный план «Ост»

Задание проверяет умения:

1)    определять источник информации, где содержится искомая информация. В данном случае – это источник 1 (Из замечаний и предложений Э. Ветцеля по генеральному плану «Ост». 27 апреля 1942 г.);

2) находить и извлекать информацию, при условии, что в формулировке задания нет прямых совпадений с искомыми сведениями: план «Ост» упоминается в названии источника и в первом абзаце фрагмента документа.

2. 

Подтверждением правильности суждения являются следующие утверждения в документе «Из замечаний и предложений Э. Ветцеля по генеральному плану «Ост». 27 апреля 1942 г.»:

1) «…эти 4 550 тыс. немцев должны быть распределены на таких территориях, как область Данциг — Западная Пруссия, Вартская обл., Верхняя Силезия, генерал- губернаторство, Юго- Восточная Пруссия, Белостокская обл., Прибалтика, Ингерманландия, Белоруссия, частично также области Украины» (колонизация)

2) «Нежелательное в расовом отношении белорусское население…»

«…представляется крайне необходимым по возможности тщательнее отобрать белорусов нордического типа, пригодных по расовым признакам и политическим соображениям для онемечивания» (деление людей на пригодных и нежелательных по расовому признаку – один из признаков расовой теории)

Задание проверяет умение интерпретировать информацию.

Учащиеся должны установить связь между утверждениями, содержащимися в документе, и сущностными признаками понятий «колонизация» и «расовая теория».

 

3.

Под геноцидом понимают действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу людей.

Фашисты на оккупированной территории Беларуси проводили целенаправленную политику по массовому уничтожению населения. Об этом свидетельствует концентрационные лагеря и гетто, созданные на территории Беларуси, количество уничтоженных в них людей.

Задание проверяет умение формулировать выводы на основе обобщения информации из разных источников.

Учащиеся должны, используя определение геноцида из Конвенции ООН, конкретизи-ровать его примерами (концлагеря, места массового уничтожения людей, гетто), информация о которых имеется на картосхеме.

 

4.

Великая Победа сохранила  белорусский народ и дала возможность жить на родной земле, так как в случае своей победы фашисты планировали:

1)           выселить 75 процентов белорусского населения;

2)           25 процентов населения онемечить, направить их на работу в империю и использовать в качестве рабочей силы (сельскохозяйственных или промышленных рабочих, ремесленников);

3)           заселить территорию Беларуси немецкими переселенцами.

И, как показывает картосхема, целенаправленно проводили политику массового уничтожения населения Беларуси. К местам наиболее массового уничтожения людей на оккупированной территории Беларуси относятся Тростенец, Минское гетто, Лесная.

Планы гитлеровцев и их действия на оккупированной территории Беларуси были несовместимы с существованием белорусского народа.

Задание проверяет умение использовать информацию из предложенных источников для решения поставленной задачи: выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Учащиеся должны оценить планы гитлеровской Германии относительно территории Беларуси и белорусов, их действия на оккупированной территории Беларуси и сделать вывод о том, что они были несовместимы с существованием белорусского народа

 

свернуть

Готовимся к экзаменам

развернуть

 

Советы от психолога

Как подготовиться к сдаче экзаменов

  1. Сначала подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  2. Добавьте в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
  3. Составьте план занятий. Для начала определи: кто Вы - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться.
  4. Начните с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Но если трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдете в рабочий ритм, и дело пойдет.
  5. Чередуйте занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  6. Не стремитесь к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  7. Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием.
  8. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только “выдают” состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Во время экзамена

Вот несколько полезных советов, как вести себя на экзамене:

  1. Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, для вас легче.
  2. Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ, на экзаменационный вопрос.
  3. Составление небольшого плана займет минут 20 – 25. Прикрепите листок с планом к листку с экзаменационным вопросом, и экзаменатор увидит, что у вас методический склад ума.
  4. Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
  5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении. Вы дадите экзаменатору понять, что смысл вопроса вам ясен.
  6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки. Экзаменатор увидит, что вам есть, что сказать по каждому пункту.
  7. Если вы ведете речь о гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их: знание дат сразу бросится в глаза экзаменатору.
  8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

Тактика ответа

  1. Прочитать весь билет до конца.
  2. Оценить, какой пункт для вас самый легкий.
  3. Наметить последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному.
  4. Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив другую, можно вернуться к первой.
  5. Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.
  6. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку, на устном – послушайте, о чем спрашивает преподаватель – вопросы повторяются.
свернуть