Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Голоцкая средняя школа"
Чтобы питание детей в выходные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребёнку необходимо получать в течение дня в зависимости от его возраста, уметь правильно распределять их по приёмам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в дошкольном учреждении.
В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кролики, молодая баранина, для старших детей — нежирная свинина в рубленом виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натурального мяса. Можно рекомендовать новые виды колбасных изделий: сосиски детские, диетические, школьные. Следует использовать и такие ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя. В них много витаминов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных веществ. В те дни, когда нет достаточного количества мяса или рыбы, включают блюда из бобовых: гороховый суп-пюре, гарнир из зелёного горошка и т.д. Повысить содержание животного белка можно также за счёт неострых сортов сыра и плавленых сырков.
Не рекомендуется давать детям более одного яйца в день. Избыток белков может вызвать аллергические реакции, а высокое содержание лецитина действует возбуждающе на нервную систему. Рыбу дают чаще, в том числе морскую.
Чтобы разнообразить питание детей в выходные дни, нужно следить за меню детского сада на протяжении недели и дома готовить другие блюда. Принимая во внимание, что в выходные дни дети старше трёх лет больше бывают на воздухе, в меню для них больше включается мяса, рыбы, масла сливочного, сыра и других продуктов.
В выходные дни особое внимание обращают на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении: кабачки, голубцы, котлеты из рыбы, блюда из печени и т.д. Из овощных блюд выбирают блюда, которых не было в меню дошкольного учреждения.
Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо. Творог лучше давать в натуральном виде с фруктовой подливой, со сливками или сметаной, молоком, мёдом. Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.
На завтрак детям дают винегрет с яйцом, мясом. Можно приготовить омлет с тушеным шпинатом. Дополняют завтрак молоком или кисломолочными продуктами. Очень ценны натуральные витаминные напитки: из шиповника, морс из чёрной смородины.
В выходные дни детям можно дать выпечку, сладкие фруктовые напитки, желе, мороженое. Они более полезны, чем пирожные.
В детском питании необходимо систематически использовать разнообразные сезонные овощи и фрукты.
свернуть
Основным принципом правильного рационального питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов и щадящая тепловая обработка блюд. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, хлеба и крупяных изделий можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами.
Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных факторов. Поэтому их следует включать в рацион питания детей постоянно.
Из мясных продуктов предпочтительнее говядина, птица, иногда можно использовать нежирные сорта свинины. Значительно менее полезны разные виды вареных колбасных изделий. Поэтому колбасные изделия не желательно предлагать детям на основной прием пищи – обед. Субпродукты (печень, сердце, язык) служат источником не только полноценного белка, но и микроэлементов: железа, витаминов В6, В¹² и других, и поэтому их присутствие также необходимо в рационе питания детей.
Среди рекомендуемых видов рыб – хек, треска, навага и др.
Мясо и рыба могут быть приготовлены в виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, суфле, натурального куска – в зависимости от индивидуального вкуса и возрастной категории. Пищу лучше готовить щадящими методами приготовления, максимально исключая жарение – тушение, варение, запекание, припускание, приготовление на пару, так как возникающие при обжаривании продукты окисление жиров раздражают нежную слизистую желудка и кишечника.
Молоко и молочные продукты – источник белка, один из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани – витамина В2 (рибофлавина). Наряду с молоком целесообразно детям давать кефир, очень полезен такой кисломолочный продукт как «бифидин» или другие кисломолочные напитки, способствующих нормальному пищеварению и угнетающих рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике. Детям обязательно требуются такие молочные продукты, как сыр, творог, сметана.
В питании дошкольников необходимо широко применять овощи, фрукты, соки. Ребенок в дошкольном учреждении должен получать 100-170 грамм картофеля, 120-210 грамм овощей (капуста, свекла, морковь, огурцы, помидоры, редис, зелень и др.) в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др., 100-180 грамм фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, сливы, персики, нектарины, мандарины, апельсины, клубника и др. ягоды), а также различные соки – предпочтительно с «мякотью».
Плоды и овощи, особенно свежие, - важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамина Р), бета-каротина.
Аскорбиновой кислотой особенно богаты черная смородина, шиповник.
Витамин Р (биофлавоноиды) усиливают действие витамина С. Удачное сочетание этих витаминов имеется в цитрусовых – апельсинах, мандаринах, персиках. Бета-каротин, которым особенно богата морковь, немало его в томатах, абрикосах, зеленом луке, сладком перце, зелени, в организме превращается в витамин А.
Весьма существенное достоинство этой группы продуктов состоит и в высоком содержании в них целлюлозы (клетчатки) и пектина. Эти пищевые вещества регулируют работу кишечника, они способны связывать (сорбировать) на своей поверхности различные вредные вещества – как поступающие с пищей, так и возникающие в организме (например, холестерин) и выводить их из кишечника.
В питание детей также необходимо включать хлеб (ржаной, пшеничный), крупы (рисовую, гречневую, перловую, пшеничную, овсяную, пшенную), макаронные изделия, которые обеспечивают детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, В¹, В², РР, магнием и др.
Рацион питания должны ежедневно содержать жиры в виде сливочного масла, сметаны, растительных масел. Растительное масло следует использовать как приправу к салатам, винегретам и др., а сливочное – для приготовления бутербродов, заправки блюд.
Рациональное и сбалансированное питание дошкольников – главное условие их комфортного пребывания в учреждениях образования. Очень важно правильно подобрать продукты питания, стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов. При необходимости и непереносимости отдельных продуктов питания необходимо организовать диетическое питание.
Необходимо учитывать длительность пребывания в детском коллективе. Очень важен строгий режим приемов пищи: завтрак, обед, полдник (с длительностью пребывания 10,5 часов).
В летний период оздоровления включается в суточный рацион питания дошкольников еще и второй завтрак. Интервал между приемами пищи должен быть не более 4-х часов. Если интервал слишком велик, у ребенка снижается работоспособность, память. Чрезмерно частый прием пищи уменьшает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Рациональное питание – это питание, удовлетворяющее физиологические потребности человека в энергии и пищевых веществах и обеспечивающее поддержание здоровья, хорошего самочувствия, высокой работоспособности, способности к обучению, устойчивости к действию инфекций, токсинов и других неблагоприятных факторов внешней среды. |
Для обеспечения рационального и сбалансированного питания целесообразно руководствоваться следующими принципами:
свернуть